Естественный свет

Самый сложный вид света - это естественный, оттенок, мощность и направление которого в большинстве случаев вне нашей власти. Нам остается только приручать его с помощью самых разных уловок

В кромешной тьме все безлико, ничто не имеет четких очертаний и форм. Подобно утренним лучам солнца, пробуждающим нас по утрам, свет создает неповторимый рисунок в кадре, отражая и обволакивая объекты съемки. Свет — это душа фотографии, это главная составляющая снимка, без которой теряется весь смысл сотворения вами кадра.

Самый сложный вид света - это естественный, оттенок, мощность и направление которого в большинстве случаев вне нашей власти. Нам остается только приручать его с помощью самых разных уловок.

Искусственный свет от импульсных моноблоков-вспышек или ламп накаливая намного проще и быстрее поддается нашим уговорам. Его можно сделать мощнее, отодвинуть дальше, изменить угол падения лучей на объект съемки.

Начинающим фотографам всегда кажется наоборот, что самый доступный естественный свет из ближайшего окна на кухне или в комнате - самый простой и понятный. Из своего опыта знаю, что убеждать вас и пытаться изменить ваше мнение - бесполезно. Однажды все осознается на собственном опыте и первом страхе сделать кадр с занавешенным окном и включенной студийной лампой.

Какой бы свет ни был вашим фаворитом, каждый из них имеет направленные лучи, от которых напрямую зависит итоговая картина на снимке. Источник света вне зависимости от природы его возникновения может располагаться в любой точке вокруг объекта.

Принято выделять следующие типы света:

Фронтальный — когда объект освещен источником спереди. Такое расположение источника света используется крайне редко, особенно в фуд фотографии, ведь в таком случае все тени от объектов скрываются за ним, и картинка становится плоской, лишенной объемов, а в следствии и атмосферы.

Боковой — источник света находится справа или слева от объекта съемки. Это самый популярный, простой и понятный вид света, применяемый при съемке еды. Такой свет создает красивые тени, добавляющие кадру глубины и фактурности.

Контровой — из названия понятно, что это свет, который обрисовывает контур объектов в кадре с помощью источника света, расположенного за выставленной вами композицией. Это такой свет, который можно либо любить, либо не ненавидеть, но равнодушным к нему остаться сложно. Контровой свет либо усиливает тени перед объектами, создавая в кадре глубокую драму, либо филигранно подчеркивает достоинства снимаемой композиции. Если грамотно пользоваться возможностями, которые дают этот свет, можно получить поистине превосходные фотографии.

Задне-боковой — это разновидность контрового света, где источник легка сдвигается вправо или влево, сохраняя особенности контрового света, но добавляя косые тени от объектов.

Если вы снимаете перед окном, то вам придется крутить и поворачивать вашу композицию на фоне или с фоном, чтобы поймать наилучший свет. В случае съемки с искусственным светом намного проще перемещать сам источник, нежели двигать композицию.

Не важно, какой вариант света и его позицию вы выбрали, вам могут понадобиться дополнительные инструменты для управления световым потоком. Самые распространенные помощники — это:

  • рассеиватели
  • отражатели;
  • блокираторы.

Подробнее о многочисленных тонкостях съемки с естественным светом
на вебинаре "Укрощение строптивого. Естественный свет"

до конца апреля скидка 15% на все по коду stayhome

а если вы в программе лояльности, то в апреле апгрейд вашей скидки до 30%

Когда фотограф только начинает делать свои первые шаги вместе с камерой в руках, то, конечно, у него нет студийных моноблоков, чтобы управлять мощностью света, скорее, он снимает перед большим (или маленьким) окном на кухне или в гостиной, и, разумеется, выжидает яркую солнечную погоду, чтобы начать творить яркие шедевры. Мне кажется, что такую ошибку совершают все, первый раз взяв камеру в руки (под ошибкой я имею ввиду съемку при самом ярком свете). Нам кажется, что чем ярче свет, тем лучше будет кадр, ведь свет — это душа, и чем больше света, тем душевнее будет кадр! Но это не так. При съемке в ясную солнечную погоду лучи света никак не рассеиваются и создают в кадре жесткие, почти черные тени, при этом оставляя поцелуи в виде ярких пересветов на светлых и выступающих объектах композиции. В идеале нужно стараться снимать либо с утра, когда свет еще достаточно мягкий сам по себе (если солнце не светит вам прямо в окно), или в облачную погоду. Облака являются для света естественным рассеивателем, и лучи после прохождения через них становятся мягче, и тени, соответсвенно, тоже. Но так как погода от нас не зависит, и управлять ею мы тоже не в силе, стоит взять на заметку варианты искусственных рассеивателей. Конечно, можно пойти и купить профессиональные наборы в специализированных магазинах, но гораздо проще и дешевле сделать их самим. Нам понадобится кусок простыни или любой тонкой белой ткани, равной размеру окна. Смысл в том, чтобы тканью перекрыть яркий поток света, который смягчится благодаря нашей манипуляции.

Как только у нас получилось совладать со световым потоком, нам может потребоваться скомпенсировать тени, чтобы дополнительно смягчить их. Для этого можно прибегнуть к помощи отражателей. Я снова отговорю вас бежать в магазин за профессиональными приспособлениями, а лучше посоветую, что можно удобнее и проще использовать из подручных материалов. Самым любимым моим отражателем является белая картонка, размером 80 на 30 сантиметров (размеры могут быть любые), сложенная пополам. Ее можно вырезать из любой коробки и покрасить белой краской или обклеить белой бумагой. Белая поверхность отражает лучше всего, не добавляя отраженному свету оттенка. Поэтому, старайтесь не использовать отражатели розовых, зеленых или любых других (даже светлых) оттенков, чтобы не повлиять на цветовую температуру кадра. Обычный картон удобен тем, что его можно сложить, образовав уголок, на котором отражатель будет стоять, и вам не придется дополнительно использовать какие-либо держатели. Так же в качестве более мощного отражателя отлично подойдет та же самая картонка, но обклеенная фольгой, причем перед тем, как фольгу приклеить, советую ее немного (или даже сильно) помять, создав неоднородно гладкую поверхность, таким образом свет будет отражаться правильнее и не так жестко, как от идеально гладкой поверхности.

И третий вид помощников — это блокиратор. Бывает, что света слишком много, либо он освещает больше пространства в композиции, чем нужно. Такая проблема решается достаточно просто с помощью плотного листа картона. Нужно преградить или минимизировать поток света в тех местах, где это требуется, с помощью блокиратора.

Давайте резюмируем выше написанное. Любым светом с той или иной степенью сложности можно и нужно манипулировать: менять расположение, отражать, рассеивать и блокировать. Все ваши действия должны напрямую зависеть от целей съемки, творческой задумки и конкретных световых условий. Но самое главное в творчестве — это не бояться делать ошибки, потому что в искусстве не может быть неправильных путей, ведь все дороги к своему лучшему кадру мы выкладываете по кирпичику день ото дня.

Не-а)